ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ, ЛЕЧИВШИХСЯ В ОТДЕЛЕНИИ РЕАНИМАЦИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ НОВОРОЖДЕННЫХ
Коротаева Н.В., Логвинова И.И., Каледина Е.Я., Крутских Е.Л., Черномазова Е.А.
ГОУ ВПО "Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко",
г. Воронеж. Россия.
Цель исследования: оценить качество жизни реконвалесцентов реанимации с помощью шкалы измерения социальной компетенции Долла модифицированной (ШИСКДМ) в сравнении с детьми того же возраста из общей популяции, не имеющими отягощенного неонатального анамнеза.
Материалы и методы: было исследовано 92 ребенка одного года жизни, находившихся в 2004 г. в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных, и 50 детей, вошедших в контрольную группу. По гестационному возрасту при рождении дети распределились следующим образом: менее 31 недели - 4 ребенка, 32-34 недели - 8 детей, 35-37 недель - 20 детей, более 37 недель - 61 ребенок. Выборка случайная. Исследования проводились индивидуальным методом. Проведено исследование качества жизни детей с помощью ШИСКДМ. Социометрия по Доллу позволяет рассчитать социальный возраст исследуемого (SA - social age), а на этой основе социальный коэффициент (SQ - social quotient), соотнося социальный возраст с хронологическим. Социальный коэффициент оценивается по восьми субшкалам: SHG (self-help general) - общее самообслуживание, SHE (self-help eating) - самообслуживание в питании, SHD (self-help dressing) - самообслуживание в одевании, SD (self-direction) - самостоятельность, O (occupation) - занятость,
С (сommunication) - коммуникация, L (locomotion) - локомоция, S (socialization) - социализация. Для определения нормы использовался метод сигмальных отклонений по Мартину. Варианты изучаемого признака, находящегося в пределах х ± 0,5s от средней величины, условно относили к норме и обозначали N. Варианты, находящиеся в пределах х ± 1,0s, определяли соответственно как больше или меньше нормы; х ± 1,5s считали соответственно высокими или низкими; х ± 2,0s очень высоким или очень низким. По ШИСКД оценка проводилась преимущественно экспертным методом. Экспертами обычно являлись родители, родственники. Для оценки психомоторного развития использовалась шкала КАТ/КЛАМС (от англ.CAT/CLAMS - The Clinical Adaptive Test/ Clinical Linguistic and Auditori Milestone Scale), разработанная американской академией педиатрии как унифицированное и скрининговое тестирование. Данная методика позволяет оценить формирование навыков решения наглядных (раздел КАТ) и речевых (раздел КЛАМС) задач, а также развитие моторики ребенка (шкала развития моторики). Путем сопоставления возраста развития с фактическим возрастом высчитывается коэффициент развития. Если коэффициент развития больше или равен 75 ребенок имеет нормальное развитие. Оценка коэффициента развития у недоношенных детей проводилась с учетом скорригированного возраста (скорригированный возраст - разница между фактическим возрастом и недостающими до доношенного срока неделями гестации). Шкала Гриффитс позволяет оценить более тонкие грани развития ребенка. Оценка производилась по пяти разделам - моторика, социальная адоптация, слух и речь, глаза и руки, способность к игре.
Результаты исследования: поводом для поступления в отделение реанимации был синдром дыхательной недостаточности у 69 детей (75%), 38 из которых находились на ИВЛ. Кроме того, 15 детей поступили с тяжелой гемолитической болезнью новорожденных, 8 детей с конъюгационной гипербилирубинемией IV степени. В структуре неонатальной заболеваемости преобладали перинатальные поражения ЦНС гипоксически-ишемического генеза (89%) с синдромом угнетения у 54 детей, с судорожным синдромом у 12 детей; пятеро детей находились в состоянии комы. Родовая травма шейного отдела позвоночника диагностирована у 65% детей. Внутриутробные инфекции неуточненной этиологии, клинически проявляющиеся в виде гнойного менингита, пневмонии, язвенно-некротического энтероколита, омфалита, пиодермии зафиксированы у 48 детей (50%). У 7 детей диагностирован внутриутробный сепсис. Геморрагические и гематологические нарушения перинатального периода наблюдались у 58% детей и включали: ВЖК II-III степени (16 детей), геморрагическую болезнь новорожденных. Средняя масса при рождении у доношенных детей составила 3920 г ±140 г, у недоношенных 1140 г ±115 г. Дисгармоничное физическое развитие у доношенных детей с избытком массы к году отмечалось у 4х, с дефицитом массы тела у 14. В 6 месяцев показатели физического развития большей части недоношенных детей (55%) находились в области низких и очень низких величин. К году физическое развитие 20% детей было ниже 10 центиля. Отставание в психомоторном развитии по оценочной шкале Доскина Р.А. (1999г.) отмечалось к году у 29 доношенных детей на 2 эпикризных срока по 3-4 показателям и у 9 детей на 3 срока. У 23 недоношенных детей задержка развития отмечалась на 3 эпикризных срока по 4-6 показателям. Отставание в развитии от своего фактического возраста (коэффициент развития менее 75) по шкале КАТ/КЛАМС к 6 месяцам отмечалось у 55 доношенных детей, к году у 40 детей. У недоношенных детей с учетом пересчета на их фактический возраст отставание отмечалось у 28 (90%) детей, к го-ду у 23 (75%). Для более углубленного изучения психомоторного развития использовалась оценочная шкала по Гриффитс. У 7 детей в возрасте 1 года выявлялось замедление языковой и познавательной функции на 3 месяца. Моторное развитие к году отставало у 39 доношенных детей и у 22 недоношенных на 3-4 месяца. У пятерых детей психомоторное развитие к году соответствовало 3 месяцам жизни.
При оценке качества жизни детей с помощью ШИСКДМ средние величины по Мартину распределились следующим образом: SQ в пределах средней нормы отмечался у 6,5% детей, ниже нормы у 4% детей, низкие величины у 18% детей, очень низкие величины у 63,5% детей. Очень низкая экспертная оценка отмечается по L, C, SHG; низкая по SHE, O; ниже нормы по S. Такие параметры как SHD, SD в год жизни не оценивались.
Таким образом, у годовалых детей лечившихся в неонатальном периоде в отделении реанимации и интенсивной терапии отмечается значительная задержка как физического, так и психомоторного развития, а качество жизни значительно ниже, чем в контрольной группе детей аналогичного возраста.
|
|
|