САЙТ КАФЕДР АНЕСТЕЗИОЛОГИИ-РЕАНИМАТОЛОГИИ
И НЕОТЛОЖНОЙ ПЕДИАТРИИ
Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета
>НАУКА>О КОНФЕРЕНЦИИ>МАТЕРИАЛЫ

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ У ДЕТЕЙ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИ ПОСТДИПЛОМНОМ ОБУЧЕНИИ ВРАЧЕЙ

Кулакова Е.В., Садовничая Л.Т., Бондаренко Г.М.
Ставропольская государственная медицинская академия, г. Ставрополь, Россия

   Целью работы являлся поиск эффективных методик обучения педиатров по оказанию помощи при неотложных состояниях у детей на догоспитальном этапе.
   Материал и методы исследования. Проведен анализ успеваемости по разделу "Интенсивная терапия и реанимация" педиатров циклов усовершенствования и специализации при традиционной форме обучения (94 человека) и модульном обучении (78 человек), выборка репрезентативна. Оценка результатов обучения включала: результаты заключительного тестирования по разделу (% правильных ответов), оценку на завершающем цикл экзамене (по 5 балльной шкале). Обработка результатов проводилась с использованием программы Statistica. Определялись среднее арифметическое, ошибка среднего, стандартное отклонение, t-критерий Стьюдента.
   Результаты исследования и их обсуждение.
   Возрастание значимости первичного звена здравоохранения в оказании помощи детям, в том числе при неотложных состояниях, неизбежно приводит к изменениям в процессе преподавания этого раздела педиатрии.
   На циклах усовершенствования врачей приходится проводить обучение педиатров со стажем работы по специальности от 1 года до 40 и более лет, что неизбежно сказывается на уровне базисных знаний (различные программы при обучении в ВУЗе, разнообразный клинический опыт, зависящий от места работы и занимаемой должности). Неоднородный состав обучающихся создает трудности при комплектовании групп на циклах, а это приводит к тому, что преподаватель, формируя учебные цели, ориентируется на "среднего" учащегося. В итоге врачи с уровнем подготовки выше или ниже среднего испытывают чувство неудовлетворенности по завершении образования. Кроме того, к сложностям обучения следует отнести невозможность отработки умений и навыков оказания неотложной помощи на догоспитальном этапе во время проведения аудиторных занятий.
   Использование предложенных Э.К. Цыбулькиным алгоритмов диагностики, лечебных и организационных мероприятий при неотложных состояниях у детей на догоспитальном этапе позволяет проводить тренинг учащихся при проведении аудиторных занятий, широкое применение видеоматериалов позволяет моделировать ситуацию оказания помощи на догоспитальном этапе, но сгладить при этом имеющиеся различия в уровне подготовки курсантов не удается.
   Достичь желаемого результата нам позволило введение модульного обучения при преподавании. Вначале (в 1992 г.) сотрудники кафедры педиатрии ФПО стали применять модульное обучение как часть традиционного курса, а с 1997 г. в качестве полного курса, состоящего из одного большого модуля по разделам "Неонатология" и "Детские инфекционные болезни" на циклах усовершенствования и специализации врачей-курсантов, а также при обучении врачей-интернов по педиатрии. Накопленный положительный опыт побудил нас к построению в 2002 г. минимодуля "Первичная реанимация" для слушателей-педиатров, затем в 2003 г. "Комы у детей. Оказание помощи на догоспитальном этапе", "Острые отравления у детей. Оказание помощи на догоспитальном этапе" и в 2005 г. "Несчастные случаи у детей. Оказание помощи на догоспитальном этапе".
   Следует отметить, что реализации концепции 100% овладения учебными целями всеми курсантами (средний балл 5,0±0), положенной в основу модульного обучения, удается на циклах специализации, на циклах усовершенствования врачей коэффициент успешности составляет 89,5 ± 1,31% (средний балл 4,4±0,06), а при традиционном обучении - 79,2 ± 3,20% (средний балл 4,2±0,06), разница статистически значима (p < 0,001). Можно предположить, что разница результатов обучения на циклах специализации и усовершенствования связана с коротким периодом обучения на циклах усовершенствования и индивидуальными темпами усвоения учащимися. Об этом говорит повышение результата на циклах усовершенствования при проведении предцикловой подготовки, включающей тестирование и работу по индивидуально составленному модулю.
   При традиционной форме обучения коэффициент успешности при проведении вводного тестирования по разделу составлял 62,8% ± 2,92%, при модульном обучении - 73,0 ± 1,11%, различие статистически значимо (p = 0,002), считаем, что это обусловлено формированием у курсантов стойкой познавательной мотивации, приводящей к повышению результатов самоподготовки.
   Наш опыт работы позволяет заключить:
   - Модульное обучение педиатров по разделу "Интенсивная терапия и реанимация" дает более высокий результат по сравнению с традиционным преподаванием на циклах специализации и усовершенствования врачей, разница статистически значима.
   - Лучший результат при усовершенствовании врачей был получен при проблемном пути формирования учебных целей модуля, но это удалось осуществить лишь на цикле тематического усовершенствования.
   - Наиболее рационально использование "мини-модулей", составляющих полный курс по разделу или даже по программе цикла. Это позволяет оперативно вносить изменения в модуль.
   - На циклах специализации при выборе пути формирования учебных целей модуля следует ориентироваться на достижение профессиональной компетентности.
   - Использование II типа построения модуля (модуль не содержит банка данных необходимой для усвоения информации, включены лишь рекомендации, где слушатель может получить новый материал - чтение монографий, научных статей и др.) возможно лишь при соблюдении ряда условий:
      -- доступности рекомендованных источников информации,
      -- положительной познавательной мотивации,
      -- сформированных учебных навыках,
      -- самодисциплине слушателя.
   - По-нашему мнению, II тип требует тщательного выбора заданий претеста, что помогает в формировании прочной положительной внутренней мотивации слушателей на учение.
   - Менее всего для самооценки по завершении работы с модулем подходят тестовые задания, так как в большинстве своем тестирование не позволяет проверить достижение профессиональной (учебной) компетентности. В случае использования тестов, следует представлять тестовые задания в виде коротких ситуационных задач, проиллюстрированных фотографиями, рентгенограммами, анализами и т.д.
   - Разработка модуля и дальнейшее обучение по нему требует гораздо больших усилий и затрат времени преподавателя, чем подготовка к занятию при традиционной форме обучения. Необходима постоянная методическая работа педагога, направленная не только на регулярное обновление информации в банке данных модуля, но и на совершенствование организационных форм обучения.
   - Преподавателям требуется менять структуру и стиль своей работы, что для неопытного преподавателя вызывает определенные трудности.
   - Основной недостаток использования модуля на циклах усовершенствования - трудность гибкого изменения расписания тематических групповых консультаций преподавателя в часы аудиторных занятий.
   - Ограниченное временя обучения на циклах усовершенствования (0,5-2 мес.) не дает возможности педагогу построить модуль для каждого обучающегося с учетом его уровня базисных знаний, имеющихся учебных навыков, индивидуальных темпов усвоения материала. Создание компьютерных обучающих программ позволит "индивидуализировать" модуль для слушателей циклов усовершенствования врачей.





Внимание! Кафедра проводит первичную специализацию по анестезиологии-реаниматологии для отдельных категорий врачей!
Путевки на циклы можно заказать по телефону деканата 8-(812)-416-52-25



5 марта 2019 г.
Приглашаем вам принять участие в Научно-практическом курсе "Белые ночи регионарной анестезии" 13-14 июня 2019 и в Практическом курсе "Белые ночи регионарной анестезии" 15 июня 2019, Санкт-Петербург.


16 авгста 2018 г.
В раздел "наука" - "план конференций" добавлена информация о Международном симпозиуме "Критические состояния у детей, который пройдет 25-27 сентября 2018 год в Санкт-Петербурге.


12 марта 2018 г.
В разделе "Учеба" размещена информация о XI Международном образовательном курсе по регионарной анестезии «Белые Ночи регионарной анестезии», который пройдет в Санкт-Петербурге 11 - 13 июня 2018


9 января 2018 г.
В раздел "Учеба" добавлен учебно-производственный план ФП и ДПО на 2018 год.


10 мая 2017 г.
В раздел "публикации которые вы можете приобрести" добавлена новая книга "Позвоночно-спинномозговая травма у детей" Баиндурашвили А.Г., Виссарионов С.В., Александрович Ю.С., Пшениснов К.В.


25 апреля 2017 г.
В раздел "нормативные документы" добавлен Приказ МинТруда РФ №306Н от 27.03.2017 Г Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый”


24 апреля 2017 г.
В раздел "публикации в периодических изданиях" добавлена статья Сердечно-легочная реанимация в педиатрической практике: основы и изменения 2015 года


11 апреля 2017 г.
Значительно пополнен раздел "Публикации в периодических изданиях"


14 марта 2017 г.
Приглашаем Вас принять участие в IX Всероссийском междисциплинарном научно-практическом Конгрессе с международным участием «Педиатрическая анестезиология и интенсивная терапия. V Михельсоновские чтения», который пройдет 7-10 октября 2017 года в Санкт-Петербурге.


8 февраля 2017 г.
В разделе "библиотека и интернет" размещена книга "КАРМАННЫЙ СПРАВОЧНИК. Оказание стационарной помощи детям, издание ВОЗ"






anaesthsoftware.com





Сайт Педиатрического Медицинского Университета

Диагностические исследования в СПб: ЭЭГ головного мозга с расшифровкой и ЭКГ сердца с расшифровкой на базе кафедры нормальной физиологии СПбГПМУ





Сайты Всемирной федерации, континентальных обществ и федерации, ассоциаций, кафедр и отделений анестезиологии и реаниматологии России.





Яндекс цитирования







ЗАО Лана-Медика
Медицинское оборудование, Кардиолан,
Спиролан, производство и продажа
www.lanamedica.ru






© Кафедра анестезиологии-реаниматологии и неотложной педиатрии СПбГПМУ 2003-2019
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного согласия!