ВЛИЯНИЕ НЕВРОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ НА КОГНИТИВНУЮ И ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ДЕТЕЙ, ПЕРЕНЕСШИХ ТЯЖЕЛУЮ ПЕРИНАТАЛЬНУЮ ПАТОЛОГИЮ (МЛАДШИЙ И СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)
Лазурина И.Г., Маракулина И.Г., Тачмамедова Ж.А., Федоров О.А., Иванов Д.О.
Санкт-Петербургский Государственный Университет
Санкт-Петербургская Педиатрическая Академия
Российская Военно-медицинская Академия
Цель: выявление особенностей когнитивной сферы и эмоциональной регуляции у детей, имеющих неврологические нарушения, обусловленные перенесенной тяжелой перинатальной патологией.
Характеристика испытуемых. На данный момент полное психологическое обследование прошли 45 детей 8-9 лет и 39 детей 11-12 лет, находившиеся на отделении реанимации и интенсивной терапии во второй половине 1991 и 1994 года. В группе детей 8-9 лет у 30 человек имеют неврологические нарушения, а в группе детей 11-12 лет - у 26 человек. Все обсуждаемые дети посещают общеобразовательную школу (5-6 и 1-2 класс). Дети были обследованы на базе детской городской больницы № 1.
Методики: проективная методика "Птица", направленная на изучение различных аспектов интеллектуальной деятельности; методики, направленные на изучение восприятия разных модальностей ("волшебные мешочки", ритмы, зашумлённое изображение); методики, направленные на изучение кратковременной и долговременной, вербальной и невербальной памяти (10 слов, 9 фигур); 5 субтестов методики Векслера: вербальный компонент мышления ("Сходство" и "Словарь"), невербальный компонент ("Кубики Коса", "Шифровки" и "Лабиринты"). Для математического анализа данных использовался корреляционный анализ и первичная статистика.
Основной эмпирический резутат:
1) В группе детей 8-9 лет, имеющих неврологические нарушения на момент обследования, асфиксию во время родов перенесли 50% детей, хроническую внутриутробную гипоксию - 43,3% детей, черепно-спинальную родовую травму перенесли 20% детей. В группе детей 11-12 лет, имеющих неврологические нарушения на момент обследования, асфиксию во время родов перенесли 50% детей, хроническую внутриутробную гипоксию - 30,8% детей, черепно-спинальную родовую травму перенесли 19,2% детей.
2) По результатам первичной статистики были выявлены следующие особенности уровня развития когнитивных процессов у детей, имеющих неврологические нарушения. Показатели детей 8-9 лет снижены по переменным: невербальная долговременная память (55%), самоконтроль (55%), программирование деятельности (42,1%). Показатели детей 11-12 лет снижены по переменным: невербальная долговременная память (57,8%), программирование деятельности (35%).
3) Корреляционный анализ позволил выявить связи между формами неонатальой патологии и переменными когнитивной сферы и эмоциональной регуляции у обследованных детей. У детей 11-12 лет переменная "асфиксия во время родов" связана прямой связью на уровне интенсивности p<0,05 с переменными когнитивной сферы: латерализация сенсорная, моторная и общая. Переменная "хроническая внутриутробная гипоксия" связана обратной связью на уровне интенсивности p<0,05 с переменной когнитивной сферы невербальный компонент мышления. У детей 8-9 лет переменная "асфиксия во время родов" связана прямой связью на уровне интенсивности p<0,01 с переменной эмоциональной регуляции "сила побуждения", а на уровне интенсивности p<0,05 со следующими переменными когнитивной сферы: словарный запас, программирование деятельности. Переменная "хроническая внутриутробная гипоксия" связана обратной связью на уровне интенсивности p<0,05 с переменными когнитивной сферы: внимание, сходство и прямой связью на уровне интенсивности p<0,05 с переменной память вербальная кратковременная.
Вывод: Таким образом, установленные зависимости позволяют предположить наличие влияния форм неонатальный патологии у обследованных детей 8-9 и 11-12 лет, имеющих неврологические нарушения, на особенности когнитивной сферы и эмоциональной регуляции.
|
|
|