ОЦЕНКА САМОЧУВСТВИЯ, АКТИВНОСТИ И НАСТРОЕНИЯ ЖЕНЩИН, НАХОДИВШИХСЯ НА СОВМЕСТНОМ ПРЕБЫВАНИИ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РОДИЛЬНОГО ДОМА
Лосева А. В., Логвинова И. И., Трушина Г. Д., Сергеева А. В.
Воронежская Государственная медицинская академия им. Н. Н. Бурденко,
Кафедра неонатологии
О важности и пользе совместного пребывания матери и новорожденного в родильном доме сказано немало. Только лишь в этих условиях возможен ранний и неограниченный по времени тесный физический и психологический контакт между мамой и малышом, что является одним из важных принципов мягкой адаптации новорожденного к внеутробной жизни. Цель нашей работы: оценить самочувствие, настроение и активность роженицы в условиях совместного пребывания с новорожденным и при нахождении малыша в детском отделении. Для исследования использовалась методика САН, направленная на диагностику таких важных параметров психического состояния человека как самочувствие, активность и настроение. Сущность методики заключалась в том, что испытуемых просили соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Данная шкала состоит из индексов и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. При расшифровке заполненной карты оценки признака перекодируются в ряд от единицы до семи. Суммированные показатели располагаются в промежутке между 10 и 70, при этом значение показателей от 10 до 30 рассматриваются как низкие, от 30 до 50 - средние, от 50 до 70 - высокие. Достоинством методики является ее повторимость, то есть допустимо неоднократное использование теста с одним и тем же испытуемым.
Нами было обследовано 88 женщин, 52 из которых находились в палате "Мать и дитя" (1 группа), 36 в обычных палатах (2 группа). Возраст матерей был от 17 до 34 лет. В 1 и 2 группах исследования процент первородящих женщин составил соответственно 64 и 69 %. Все мамы из 1 группы находились совместно с малышами с первых суток, новорожденные были впервые приложены к груди в родильном зале. Оценка самочувствия, активности, настроения проводилась в 1-е сутки и на 5-6 сутки после родов. В первые сутки после родов в 1 группе 67 % и во 2 группе 54% женщин имели хорошее самочувствие (50-70 баллов), остальные чувствовали себя удовлетворительно (30-50 баллов), 1 женщина из 2 группы оценила свое самочувствие как плохое. К 5-6 суткам 96,5% матерей, совместно пребывавших с детьми, оценили свое самочувствие как хорошее (50-70баллов), причем у 66% из них оценка составила 65-70 баллов. Во 2 группе, к выписке, 88,5% женщин имели хорошее самочувствие, но только 33% набрали 65-70 баллов. Активность средней степени (30-50 баллов) в 1 сутки наблюдалась у 36% женщин из 1 группы, у 58% матерей из 2 группы, более активными (50-70 баллов) были 62% женщин из 1 группы, и 42% из 2 группы. К 5 суткам, практически все мамы, находившиеся на совместном пребывании с детьми, оценили свою активность как высокую, лишь одна женщина имела активность средней степени. Во второй группе высокую активность имели 85% женщин, а активность средней степени - 16%. Все мамы из 1 и 2 групп, на 1 и на 5-6 сутки имели хорошее настроение (оценка в баллах 50-70), но стоит отметить, что из них 58% женщин 1 группы и 42% из 2 группы в 1 сутки имели наиболее высокие баллы относительно настроения (65 - 70 баллов), а к 5-6 суткам их количество в 1 группе возросло до 81 %, в то время как во 2 группе снизилось до 30 %. Уменьшение количества матерей имевших высокие оценки настроения, возможно, обусловлено, появившейся к выписке у этих женщин, неуверенностью в своих силах относительно ухода за ребенком, его кормления по приходу домой. В тоже время такой позитивный настрой матерей, находившихся на совместном пребывании с ребенком, подтверждает, что в данных условиях быстрее и надежнее формируется психоэмоциональный комфорт.
Таким образом, система совместного пребывания матери и ребенка в роддоме благоприятно влияет на самочувствие, активность и настроение роженицы. Раннее прикладывание к груди и нахождение ребенка рядом с мамой с первых суток восстанавливает разорванную во время родов психофизиологическую систему мать-плод, налаживает тесный контакт между малышом и матерью, способствует лучшему эмоциональному настрою, женщины к материнству, а значит и психоэмоциональному тонусу у новорожденного.
|
|
|