Юнги «огненных рейсов»
.
Несколько лет назад во Владивостоке появилась не совсем обычная общественная организация — «Объединенный совет юнг военных лет». С одним ив активистов этого движения В. Коваленко мы беседуем у него на квартире в канун Нового года. Мой собеседник листает альбом со старыми фотографиями.
— Да вот она, — говорит он, протягивая мне карточку.
На фото большой стол с праздничным угощением. За столом — подростки лет по четырнадцать-пятнадцать, торжественные, подтянутые, несколько скованные, наверное, оттого, что белые рубашки и затянутые галстуки мешают им свободно вертеть головой. Тут же — сияющая огнями и игрушками елка и звездно-полосатый флаг у стены.
— Четвертый справа, — говорит Владимир Максимович.
Я всматриваюсь в лицо вихрастого подростка, потом перевожу глаза иа хозяина квартиры:
— Неужели это вы?
— Фотография сделана 47 лот назад, в Сан-Франциско, — улыбнувшись, говорит он. — Наш теплоход «КИМ» Дальневосточного пароходства прибыл в Штаты за очередной партией оборонных грузов где-то в середине декабря 1943 года. В городе, в порту, всюду царила атмосфера рождественских праздников. На улицах, в окнах домов сияли елки. На одну из них и были приглашены юнги с нескольких стоявших в порту судов. За столом мы тогда быстро освоились и даже плясали вокруг елки.
В сорок третьем Владимиру было пятнадцать. В 1980 году он встретил свой шестьдесят второй Новый год, но до сих пор с теплотой вспоминает ту рождественскую елку, у которой он забыл на время и о штормовом океане, и о вражеских подводных лодках...
В мае 1942 года народный комиссар Военно-Морского Флота подписал приказ, в соответствии с которым на Соловецких островах была создана школа юнг ВМФ. Позднее она была переведена в Кронштадт. Приказом было определено, что в школу принимаются подростки 15—16 лет и что они обучаются в стационарных условиях 12 месяцев. Затем практически все юнги направлялись на корабли, дислоцировавшиеся на западных бассейнах страны.
В октябре того же 1942 года был издан приказ народного комиссара морского флота об образовании института воспитанников — юнг на торговом флоте. В него разрешалось принимать более «молодых» подростков, а именно мальчиков 12—15 лет. Им, в отличие от их сверстников из ВМФ, не обязательно было учиться в стационарных условиях, многие попадали прямо на суда в качестве палубных и машинных учеников. На нескольких крупных судах были образованы плавучие школы юнг. А после призыва, с которым обратился ЦК ВЛКСМ к комсомольцам страны, на флот стали поступать девушки в возрасте 16—17 лет.
Юнг военно-морского и вспомогательного флотов на Дальнем Востоке было мало, а вот на торговых судах в годы войны — около трех тысяч. Сегодня мы хорошо понимаем, чем были вызваны эти вынужденные меры. Как на фронте, так и на производстве ощущалась нехватка личного состава и рабочей силы. На заводах и фабриках, на полях и фермах на смену взрослым становились подростки. Пришли они и на флот. Вернулись не все...
Двадцать три юнги погибли вместе со своими судами торпедированными на морских коммуникациях. Именами четверых из них названы рейдовые катера Владивостокского морского порта: «Руслан Уткин», «Спартак Ганзюк», «Май Быстряков», «Герман Лопаков».
В начале 1981 года активисты Владивостокского музея морского флота начали собирать материалы о моряках, подростками принимавшими участие в плаваниях на судах Дальневосточного пароходства в годы минувшей войны. Примерно в то же время поисковый отряд школы № 51 Владивостока, в которой учатся в основном дети моряков, под руководством классного руководителя А. Никитой также начал сбор материалов о юнгах. Были сделаны объявления в газетах с просьбой к ним откликнуться. По желанию заказчика справка от гинеколога спб на любой вкус.
|
|
|